Выездной
туризм

Покрытие ущерба
30 000 000

от 250 000
Бесплатное внесение в реестр Ростуризма
«Уголок потребителя» в подарок

Внутренний
и въездной туризм

Покрытие ущерба
500 000

от 15 000
Внесение в реестр Ростуризма
«Уголок потребителя» в подарок

Внесение сведений
в реестр РОСТУРИЗМА

10 000
Первичное внесение, продление и изменение регистрационных данных

Туроператор
"ПОД КЛЮЧ"

  • Регистрация юрлица
  • Вступление в турпомощь
  • Страхование ответственности туроператора
  • Внесение в ЕФРТ
Типовые договоры:
Турист-туроператор

Турист-турагентство

Турагентство-туроператор

Оферта турист-туроператор

Согласие на обработку персональных данных

"Уголок потребителя"
(ФЗ ЗПП, ФЗ о туризме, правила оказания услуг о реализации турпродукта, памятки РПН и т.д.)
Рассчитайте подходящий вам вид страхования

Быстро и удобно

Быстро и удобно
Подайте заявку
на оформление
фингарантии
Мы самостоятельно подготовим и отвезем все документы в Ростуризм Всего через несколько
дней ваши данные будут
в реестре Ростуризма
 

Преимущества

Работаем
с ведущими
страховыми
компаниями
Низкие тарифы
Гарантируем
правильное
заполнение
документов
Полная
поддержка
процесса
оформления
Нотариус
и курьер
за наш счет

Нам доверяют

Наши публикации в профильных СМИ

 

Что еще туроператоры не знают о новом законе 2017 г.?
06.10.2016г.

По мере приближения 2017 года – года в котором субъектам туристического бизнеса придется работать по новому закону, а также по мере принятия подзаконных актов к закону, компания «КС Групп» продолжает рассматривать нововведения.
читать далее

Очередной страховщик лишился лицензии, 77 туроператоров остались без фингаранта
01.08.2016г.

Туррынок «потерял» очередного фингаранта – банком России было принято решение об отзыве лицензии у страховой компании «Внешэкономстрах», которая предоставила финобеспечение 77 туроператорам, в основном, небольшим компаниям.
читать далее

Центробанк приостановил лицензию страховщика «по наводке» Ростуризма
22.07.2016г.

Инициированная Ростуризмом проверка страховщика, «рвущегося» на туррынок оказалась работой на опережение. По итогам проверки Центробанк приостановил у компании лицензию.
читать далее

Очередной страховщик покинул рынок, 30 туроператоров исключены из реестра
15.07.2016г.

Признан банкротом очередной страховщик – «Инвест-альянс». Его банкротство стало причиной исключения из реестра Ростуризма 30 туроператоров, о чем тот сообщил в пятницу вечером. Также три туроператора потеряли возможность работать на выездном рынке.
читать далее

Как вас будут проверять на деловую репутацию?
20.05.2016г.

Самая мутная часть обновлённого Закона о туризме, который вступает в силу в 2017 г., – это требования к должностным лицам туроператоров. Предполагается, что они будут обязаны подтвердить свою незапятнанную деловую репутацию, и только при таком условии компанию внесут в Федеральный реестр.
читать далее

Бомба под туроператоров: это надо знать каждому
18.04.2016г.

Живём сегодняшним днём, но где-то на периферии сознания мигает красная лампочка: ахтунг, совсем скоро правила игры на туристическом рынке изменятся. Это новый закон, который, словно мина замедленного действия, ждёт своего часа.
читать далее

Страховые компании отказываются от туроператоров
10.02.2016г.

Эксперты: на рынке осталось не больше пяти игроков, готовых страховать туризм. Особенно сложно региональным туроператорам. «Им приходится искать страховщиков, что называется, с фонарями», – заявил во вторник на заседании экспертного совета по туризму Комитета Совета Федерации по социальной политике глава «Турпомощи» Александр Осауленко.
читать далее

Советы экспертов: как туроператорам выбрать страховщика по фингарантиям?
12.11.2015г.

Столкнувшись с проблемой страхования туроператорской деятельности после ряда отказа крупных страховщиков страховать данную ответственность, многие туроператоры по международному выездному туризму столкнулись с проблемой найти страховщика для туроператора.
читать далее

Актуальная информация


20.12.2016г.

Графическая информация взята с сайта РОСТУРИЗМА

14.12.2016г.

14 декабря 2016 года Ростуризм провел вебинар, в рамках которого рассматривались вопросы, касающиеся нововведений в закон о туристской деятельности, вступающие в силу с января 2017 года. В вебинаре приняли участия представители Министерства культуры, Роспотребнадзора, многих общественных и объединённых ассоциаций, а также генеральный директор «КС Групп», Васильев Евгений.

05.10.2016г.

По мере приближения 2017 года – года в котором субъектам туристического бизнеса придется работать по новому закону, а также по мере принятия подзаконных актов к закону, мы продолжаем рассматривать нововведения. Если по размерам финансового обеспечения и требованиям к нему, а также к требованиям к должностным лицам туроператора уже более менее все понятно, то самой мутной, на наш взгляд, является статья нового закона 17.7 Учет и отчетность, т.к. в самой статье все написано без явной конкретики, и основные положения этой статьи раскрываются как раз в подзаконных актах. И вот, наконец, когда до вступления нового закона в силу остается три месяца, на портале Регулейшн.гов профильное министерство разместило проекты приказов, относящихся к этой статье. Итак, в первом абзаце статьи 17.7 сказано – «Туроператор, осуществляющий деятельность в сфере выездного туризма, обязан соблюдать требования финансовой устойчивости и платежеспособности, нормативного соотношения собственных средств (капитала) и принятых обязательств», в размещенном проекте приказа, Минкультуры предлагает осуществлять расчет следующим образом: Н = О * 10 / 100 Где Н является размером нормативного соотношения, О является общей ценой туристского продукта за предыдущий календарный год. Используя эту формулу можно осуществить расчет требуемого объема собственных средств небольшого туроператора (назовем его ООО «2017 тур»), который реализовал собственных туров на 30 млн. рублей: 30 000 000 * 10 / 100 = 3 000 000 рублей. Таким образом для туроператора, продавшего собственных туров на 30 млн. рублей, необходимо иметь собственные средства в размере не менее 3 млн. рублей. К собственным средствам ведомство предлагает относить сумму: - уставного капитала (который у подавляющего большинства равен 10 тыс. рублям); - размера фонда персональной ответственности (в который мы предполагаем, большинство туроператоров будут вносить 100 тыс. рублей – напоминаем, что этот фонд, в отличие от резервного подлежит возврату в случае прекращения деятельности); - основные средства туроператора, принятые к бухгалтерскому учету; - доходные вложения в материальные ценности , принятые к бухгалтерскому учету. Проще говоря, необходимо суммировать показатели кодов строк 1150, 1160 и 1310 баланса туроператора и прибавить сюда сумму взноса в фонд персональной ответственности. Если, в рассматриваемом случае с ООО «2017 тур» эта сумма окажется в размере 3 млн. рублей или больше, то этот туроператор соблюдает требования к финансовой устойчивости и платежеспособности, нормативного соотношения собственных средств (капитала) и принятых обязательств. Если же меньше, то увы… Проанализировав десятки бухгалтерских балансов туроператоров, мы приходим к выводу, что большая часть компаний все таки столкнется с определенными трудностями при исполнении данного требования. Вместе с тем, забавно смотрится то, что за несоблюдение этого требования исключения из реестра туроператоров не предусмотрено. Но полагаем, что оба ведомства – и Ростуризм и Минкультуры приложат усилия к тому, чтобы данное требование исполнялось. Кроме того на сайте Регулейшн.гов выложены проекты требований к бухотчетности и порядке ее представления в Ростуризм, на наш взгляд кардинально нового здесь ничего не нет, с той лишь разницей, что с 2017 года эту отчётность представляют все туроператоры в сфере выездного туризма, включая тех, кто находится на упрощенной системе налогообложения, причем сделать это надо не позднее, чем до 15 апреля каждого года, и в случае непредставления ее, Ростуризм исключает туроператора из реестра. Также появилась форма отчета к балансу, которая представляет собой по сути декларацию, и как будет проверяться достоверность указанных сведений непонятно, в этой связи остается открытым вопрос каким показателем в балансе руководствоваться при определении общей цены туристского продукта за предыдущий календарный год. Однако, это пока все выложено в виде проектов, и возможны какие-либо изменения, но общий замысел законодателя уже сейчас понятен - создать многостороннюю защиту от негативных последствий возможных банкротств туроператоров.

10.08.2016г.

Ростуризм исключил туроператоров, застрахованных в СК "Свисс-гарант" В среду вечером на сайте Ростуризма был размещен приказ об исключении 11 туроператоров-клиентов страховой компании "Свисс-Гарант" у которой отозвана лицения Банком России. Приказ об отзыве лицензии вступил в силу сегодня утром. Таким образом в реестре туроператоров не осталось туроператоров, чья страховая компания была бы под санкциями Банка России, что означает, что "чистки" туроператоров на какое-то время закончились. Стоит отметить, что неделю назад у данного страховщика было застраховано 19 туроператоров.

04.08.2016г.

Сегодня Ростуризм исключил из реестра 88 туроператоров и 8 лишились права на деятельность в сфере выездного туризма. На этот раз, причиной исключения стал отзыв лицензии СК ВНЕШЭКОНОМСТРАХ, а также нескольких других страховых компаний (СК Кремль, БСК Резонанс, СК Юпитер-М, СК Советская) и одного банка (Коммерческий банк "Динамичные системы"). Таким образом по мнению наших экспертов в реестре не осталось ни одного туроператора, страховая компания которого была лишена лицензии. На наш взгляд, с учетом того, что Ростуризм имеет положительную судебную практику по данному вопросу, этот приказ об исключении вынесен полностью на законных основаниях. "На волоске" держатся в реестре клиенты страховой компании Свисс-Гарант у которой приостановлена лицензия и руководством этой компании принято решение о ее ликвидации.

28.07.2016г.

Сегодня Банком России было принято решение об отзыве лицензии у страховой компании «ВНЕШЭКОНОМСТРАХ», которая представила финобеспечение 77 туроператорам (70 из них работают в сфере выездного туризма). Полагаем, что в самое обозримое будущее туроператоров-клиентов этой страховой компании ждет та же самая участь, что и клиентов страховой компании "Универс-Гарант".

22.07.2016г.

Сегодня, 22 июля 2016 года Банк России приостановил лицензию СК Рослес.
Напомним, что ранее данный страховщик объявил о намерении страховать туроператоров по выездному туризму. "Однако, в Ростуризме что-то выразило сомнения в документах СК Рослес, и Ростуризм решил обратиться в Банк России относительно деятельности данного страховщика, и как выяснялось неспроста - не прошло и двух недель как регулятор приостановил лицензию СК Рослес". Также Банк России отозвал лицензию у СК Юпитер-М, ранее также страховавшую отвентственность туроператоров, где по данным реестра туроператоров застраховано 8 компаний, из них 7 работают в сфере международного выздного туризма.

14.07.2016г.

Вчера вечером на сайте Арбитражного суда г. Калининграда была опубликована резолютивная часть по делу о банкротстве ООО "СК Инвест-Альянс". По данным единого федерального реестра туроператоров на сегодняшний момент данный страховщик застраховал ответственность 52 туроператоров, из них 38 осуществляют деятельность в сфере выездного туризма. Эта страховая компания отметилась тем, что Ростуризм очень долго не вносил туроператоров с ООО "СК Инвест-Альянс" в Реестр по причине ряда вопросов к документам данного страховщика, и только после продолжительных консультаций с ЦБ, туроператоры начали вноситься с этой страховой компанией в реестр. По всей видимости Ростуризм неспроста имел вопросы к регулятору страхового рынка - очень быстро этот страховщик лишился лицензии и подал на банкротство. Что ждет туроператоров-клиентов этой страховой компании? Мы полагаем, что будет однозначное исключение из реестра. Если практика исключения туроператоров из реестра, страховые компании которых лишились лицензии (случай с Универс-Гарант), имеет достаточно спорный и пока, что беспрецедентный характер, то практика исключения "страховщиков-банкротов", как следует из выигранных Ростуризмом дел неоспорима, и полагаем, что туроператоров застрахованных в ООО "СК Инвест-Альянс" в скором времени ждет исключение из реестра.

16.05.2016г.

В предыдущей статье мы рассмотрели изменения финансовой нагрузки на туроператоров, в связи со вступлением в силу нового закона о туризме. В этой статье мы постараемся рассмотреть такой немаловажный аспект нововведений, как подтверждение деловой репутации должностных лиц туроператора. С 2007 года, с отменой лицензирования, подобных требований к туроператорам не было, и вот спустя почти 10 лет они снова появились. На сайте "regulation" уже размещен проект Постановления Правительства РФ об утверждении перечня необходимых документов. В данный момент идет обсуждение этого проекта, и наверняка он еще изменится, но уже можно смело сказать, что процесс попадания в Единый федеральный реестр туроператоров сильно усложнится, причем это касается как туроператоров по выездному туризму, так и «внутренников». Ниже в таблице перечень документов, которые предлагает подавать законодатель для подтверждения деловой репутации:

Как видно из таблицы, количество ведомств, по которым предстоит побегать перед внесением в Реестр достаточно велико. Также затруднение вызовет слишком короткие сроки действий некоторых документов, то есть большая часть документов должна быть получена четко за день до подачи документов в Ростуризм. Однако тут выручают положения статьи 7.2. Закона 210-ФЗ «Об организации государственных и муниципальных услуг», о том, что органы, предоставляющие государственные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации, которые находятся в распоряжении других органов. Смогут-ли все эти ведомства наладить свое взаимодействие, чтобы избежать всевозможных накладок при рассмотрении документов – большой вопрос, т.к. работа по организации этого всего предстоит огромная, и времени остается совсем немного. Поэтому полагаем, что часть приведенных в таблице документов все-таки придется собирать туроператорам самим. Что касается самих требований, то большая часть туроператоров смогут-таки подтвердить свою деловую репутацию. Лиц с судимостью и дисквалификациями в туризме на наш взгляд совсем немного, более трех штрафов по «туристической» статье 14.51 КоАП с момента ее введения вообще не выписывались, а самая распространенная причина исключения из реестра туроператоров – непредставление финансового обеспечения на новый срок, не будет являться причиной для последующего отказа во внесении в Реестр. Резюмируя стоит отметить, что с 2017 года документы для подачи в Ростуризм необходимо собирать более кропотливо и тщательнее во избежание отказа, в особенности на изменение этих сведений - т.к. пункт 2 ст. 14.51 КоАП четко гласит о том, что «представление недостоверных сведений в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в сфере туризма (Ростуризм) для внесения в единый федеральный реестр туроператоров изменений в сведения о туроператоре - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей». А под недостоверные сведения может попасть любая техническая ошибка, допущенная при подготовке комплекта документов.

05.04.2016г.

В феврале 2016 года произошло долгожданное для российского туризма событие – Госдума РФ, спустя полтора года обсуждений, слушаний, наконец, приняла новый закон о туризме. Эти полтора года обсуждений сопровождались массой слухов, домыслов и догадок. Таких как отмена фингарантий для туроператоров, повышение «входного барьера» для туроператоров по международному выездному туризму, драконовские условия получения лицензии на туристическую деятельность и многое другое.

Теперь, когда документ принят и находится в открытом доступе, можно проанализировать, как поменяются условия начала и продолжения туроператорской деятельности в 2017 году.

Первое, что необходимо отметить, что закон вступает в силу только с 01 января 2017 года, то есть в 2016 году схема работы никак не изменится – оформление страховки туроператора, внесение в реестр туроператоров с тем же набором документов, что и раньше, и оплата взноса в Турпомощь для выездного туризма.

Что касается условий в 2017 году для получения свидетельства на внутренний и въездной туризм, то здесь почти все остается как прежде: - заключение договора страхования гражданской ответственности туроператора на 500 тыс. рублей; - подготовка стандартного пакета документов для Ростуризма (заявления, устав (по желанию), оригинал фингарантии туроператора и т.д.); - нововведением является требование к деловой репутации должностных лиц туроператора (руководителя, заместителя и бухгалтера), что безусловно добавит бюрократической волокиты при подаче документов в Ростуризм. При этом надо отметить что самим законом не установлен порядок оформления документов, перечень будет утверждать Правительство, и пока открыт вопрос о необходимости получения данных документов самим юрлицом или же этим будут заниматься специалисты Ростуризма в рамках межведомственного взаимодействия по аналогии с ФНС. Полагаем, что в связи с данным изменением законодатель увеличил срок рассмотрения ведомством документов на включение в реестр туроператоров с пяти рабочих дней до десяти, то есть в два раза.

Также есть основания полагать, что в обозримый год законодатель увеличит размер финансового обеспечения с 500 тыс. до 5-10 млн., т.к. как отмечалось нами ранее, действующий размер финобеспечения с учетом стремительного роста внутреннего туризма крайне мал. Наверняка это понимают и профильные ведомства.

Если по внутреннему туризму все практически понятно, то как будет обстоять дело с выездным туризмом вопросов больше чем ответов, но мы попытаемся рассмотреть все нововведения в таблице приведенной ниже.

*УСН или выручка от реализации менее 250 млн. руб.
**юрлицо не осуществлявшее деятельности по выездному туризму в 2016 году.
***выручка от реализации 10-40 млн. руб., с количеством туристов более 10 тыс. в 2016 году.

В таблице мы рассматриваем среднестатистического туроператора с выручкой от реализации турпродукта от 10 до 40 млн. рублей, отправляющего за рубеж не более 10 тыс. туристов. Как видно из таблицы самым невыгодным вариантом является вариант «с нуля», начинающему туроператору для попадания в реестр придется раскошелится примерно на миллион рублей. Также трудности будут испытывать те компании, которые по определенным причинам любят часто менять юрлица. Чтобы избежать таких затрат в 2017 году, необходимо состоять в реестре туроператоров по выездному туризму в году этом. Далее законом предусмотрено два варианта, один менее затратный с оформлением страховки на 10 млн. рублей и ежегодным взносом в фонд персональной ответственности 1% от оборота – по нашей оценке такой вариант обойдется от 300 до 600 тыс. рублей в зависимости от оборота туроператора. Или же законом предусмотрен разовый взнос в фонд персональной ответственности туроператора в размере 7% от оборота, и при этом фингарантия не потребуется. Такой вариант обойдется достаточно дорого – от 0,8 до 2,8 млн. рублей. Стоит отметить, что в отличие от резервного фонда («Турпомощь»), фонд персональной ответственности подлежит возврату в случае прекращения туроператорской деятельности.

25.11.2015г.

Столкнувшись с проблемой страхования туроператорской деятельности после ряда отказа крупных страховщиков страховать данную ответственность, многие туроператоры по международному выездному туризму столкнулись с проблемой найти страховщика для туроператора.

Основная проблема заключается не в том, что никто не страхует туроператорский бизнес, а в том, что только стоит появиться новому страховщику, насобирать страховых премий от туроператоров, как у него через месяц-два приостанавливают, а затем отзывают лицензию.

Опираясь на наш опыт взаимодействия с разноплановыми страховщиками, наши специалисты разработали памятку по выбору фингаранта. В данной памятке отражено исключительно наше субъективное мнение.

Сразу скажем, что с учетом чисток рядов страховщиков Центробанком, способа, который бы на 100% гарантировал бы туроператору отсутствие проблем со страховщиком не существует. Но описанный алгоритм однозначно поможет снизить риски неправильного выбора страховщика и сосредоточиться непосредственно на туроператорской деятельности, а не на ее организации:

1. Необходимо проверить состояние лицензии страховщика. Особенно если Вам предлагает услуги новый страховщик, о котором Вы никогда ранее не слышали. Проверить это можно достаточно просто – на сайте ЦБ РФ в разделе «Надзор за участниками финансовых рынков» есть реестр лицензий субъектов страхового дела. Стоит отметить, что необходимо обратить внимание и на вид страхования, осуществляемый в рамках вида деятельности, для страхования туроператоров необходим вид – «страхование гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору», страховать без данного вида страхования гражданскую ответственность Вашей компании страховщик не имеет права.

2. Если лицензия приостановлена или отозвана, то дело с таким страховщиком иметь однозначно не стоит, стоит обратить внимание на тот факт, что нашим клиентам в некоторых местах предлагались схемы заключения таких договоров задним числом со страховой компаний с отозванной/приостановленной лицензией, но в реестр туроператоров такие компании так и не попадали. Ростуризм стал более тщательно проверять договоры, их содержания, даты заключения и даты оплаты. Как итог туроператор терял свои деньги за невостребованную страховку.

3. Стоит изучить картотеку арбитражных дел предложенного Вам страховщика на сайте арбитражного суда. Например дело о банкротстве одного из страховщиков, представившим финобеспечение более чем 250 туроператорам началось еще в сентябре 2014 года, а к огласке через СМИ и последовавшему общественному резонансу в туристической сфере, данное дело привело только в конце марта 2015.

4. Необходимо узнать регистрировал-ли Ростуризм договоры от данного страховщика, проверить это можно на сайте Ростуризма в разделе «Реестр туроператоров», расширенный поиск, поиск по наименованию организации, предоставившей финансовое обеспечение. Если Вы не смогли найти ни одного туроператора, застрахованного в рассматриваемой Вами компании, то следует уточнить в Ростуризме о наличии в их распоряжении правил страхования туроператоров от этой организации с отметкой ЦБ РФ.

5. В этом же разделе поиска стоит обратить внимание на количество и «качество» застрахованных туроператоров в этой страховой компании. В настоящее время после ситуации с СК «Восхождение» и СК «Лойд-Сити» ни один топовый туроператор не станет страховать свою ответственность в компаниях с плохой репутацией.

6. Что касается количества застрахованных туроператоров, то тут важная «подсказка» кроется в Указании Центробанка «О порядке расчета страховой организацией нормативного соотношения собственных средств (капитала) и принятых обязательств». Вкратце документ говорит об ограничении объемов взятой на себя ответственности в сфере социально значимых видам страховая (к которым в том числе относится и страхование туроператоров) и подведению их к пропорциональности общих сумм обязательств взятых на себя страховой организацией относительно ее активов. Данное ужесточение требований не позволит впредь страховой организации брать на себя неограниченное количество застрахованных туроператоров. Таким образом у каждого фингаранта есть свой определенный лимит ответственности и в случае его превышения последует приостановка и отзыв лицензии. В среднем страховщик без претензий со стороны регулятора может брать на себя ответственность 50-70 туроператоров по выездному туризму.

7. Учитывая ограниченный страховой портфель и ежемесячную отчетность перед ЦБ по данному виду страхования, хорошему страховщику невыгодно раздавать свои «места» дешево и кому попало (если конечно он соблюдает указания Центробанка). Поэтому стоит обратить внимание на предложенный страховой тариф, который по состоянию на апрель-сентябрь 2015 года в среднем по рынку составляет около 1% от суммы финобеспечения. Все что предложено ниже, должно Вас заставить лишний раз задуматься.

11.11.2015г.

В случае приостановки лицензии страховой компании, туроператоры в первую очередь несут репутационные потери, по нашей практике можем сказать, что после приостановок и отзывов лицензий у страховщиков активно предоставлявшим фингранатии туроператорам в 2015 году, к нам обратился ряд туроператоров с просьбой о перестраховании по причине отказа некоторых контрагентов туроператоров в сотрудничестве.

Правовых последствий в случае приостановки деятельности или приостановки лицензии страховой компании для туроператора нет. В случае же отзыва лицензии, страховщик в течение 6 месяцев обязан передать свой страховой портфель другому страховщику (чего на практике не происходит), после чего идет исключение из реестра (на практике Ростуризма такого еще не было, было лишь исключение после официального банкротства СК «Восхождение» и СК «Лойд-Сити»).

16.07.2015г.

Специалисты нашей компании за время работы в сфере страхования туроператоров, да и в сфере туризма в целом, накопили большой опыт по данной тематике. Постоянный мониторинг правоприменения действующего законодательства о туризме, анализ текущих законопроектов специалистами компании "КС Групп" позволили нам сделать вывод о том, что ни действующее, ни проектное законодательства не позволят добиться поставленных государством целей – достичь открытости и прозрачности туристического бизнеса, обезопасить туристов от форс-мажорных обстоятельств, а также создать на рынке благоприятные и взаимовыгодные условия осуществления туристской деятельности как субъектов малого бизнеса, так и крупных игроков рынка.

В настоящее время текущее и проектное законодательства ущемляют интересы абсолютно всех задействованных субъектов в этой сфере, начиная от туроператоров и страховых компаний, заканчивая конечным потребителем услуг – туристов. Если говорить о каждом субъекте отдельно, то можно выделить те проблемы, которых могло бы и не быть, будь у нас несколько иное законодательство.

Турист (потребитель) – самое незащищенное звено всей цепочки, способное столкнуться с недобросовестным субъектом на всех этапах "потребления" турпродукта. Начиная с покупки тура у турагента, который может просто не перевести деньги туриста туроператору, туроператор, в свою очередь, может «приостановить деятельность», а страховая компания может затягивать с выплатами или не выплатить их вовсе.

Турагент – связующее звено между туристом и туроператором, нередко оказывающееся при конфликтных ситуациях между ними, как между молотом и наковальней. Корень проблемы зачастую находится в том, что туроператор заключает договор с турагентом, руководствуясь гражданским кодексом и лишь частично законом о туризме, а турагент, в свою очередь, при заключении договора с туристом должен учитывать все нормативно-правовые акты в сфере защиты прав потребителей туристских услуг. Такие правовые «переходы» способствуют тому, что турагент вынужден периодически рассчитываться с туристом из своего собственного кармана.

Туроператор – непропорциональный размер финансового обеспечения и, как следствие, страховой тариф как для мелких, так и для крупных туроператоров. Та же ситуация и со взносами в Ассоциацию «Турпомощь», вынудившая большинство мелких компаний отказаться от выездного туризма в 2015 году. Также отзывы лицензий у страховых компаний принуждают участников рынка повторно платить за свое финансовое обеспечение. Проектное законодательство, в случае его принятия, еще сильнее поспособствует уходу многих игроков с рынка.

Страховые компании, следуя положениям закона о туризме, по сути, страхуют «кота в мешке». Так, заявляя в страховую компанию одни направления/страны, в течение срока договора страхования туроператор может начать работать по и другим направлениям, тем самым повышая страховые риски. Также существуют существенные противоречия между законом о туризме и гражданским кодексом в части страхования. Ярчайший пример этого - когда страховщик несет ответственность, даже если страховой случай наступил вследствие умысла туроператора.

Государство. Оно не имеет никаких действенных рычагов воздействия ни на турагентов, ни на туроператоров, тем самым имея слабые гарантии по защите интересов потребителей туристских услуг.

На наш взгляд, все эти проблемы могут быть решены существенным изменением законодательства.

Что касается страхования гражданской ответственности туроператоров, то, по нашим соображением, этот институт себя не изжил, но однозначно требует глубокой модернизации. В первую очередь его необходимо гармонизировать с гражданским кодексом положения 132-ФЗ в части страхования туроператоров, снять ответственность со страховщиков за умышленные действия туроператора.

Также мы считаем, что те три сферы туроператорской деятельности, которые существуют в настоящее время (внутренний, въездной и выездной туризм) необходимо конкретизировать и сделать разбивку на подвиды и, соответственно, установить для каждого подвида свой размер финансового обеспечения. Так, на сколько мы можем судить, несправедливо устанавливать один и тот же размер финобеспечения (30 млн. рублей сейчас и 50 млн. рублей в проекте) для регионального-приграничного туроператора, отправляющего в месяц два-три автобуса в сопредельное государство, и для чартерного гиганта, который, пользуясь пробелами законодательства, применяет упрощенную систему налогообложения и страхует свою деятельность на ту же сумму. Вдобавок, с ростом внутреннего туризма, мы полагаем, что суммы в 0,5 млн. рублей финобеспечения будет недостаточно для выплат всем туристам. Опыт с банкротствами таких компаний по внутреннему туризму, как «Раена» и СК «Вояж», тому подтверждение.

С учетом нашего опыта взаимодействия с разноплановыми туроператорами, мы считаем более эффективной разбивку и размер финобеспечения следующим образом:

Внутренний туризм оставить без разбивки, но повысить минимальный размер финобеспечения до 10 млн. рублей.

По въездному туризму отменить фингарантии вовсе, т.к. с 2007 года не было зафиксировано ни единого признака страхового случая.

Выездной туризм необходимо разделить на несколько подвидов, где минимальный размер финобеспечения необходимо вернуть к размеру 2009 года - 10 млн. рублей, а то и 5 млн. рублей.

На наш взгляд, в выездном туризме конкретизация требуется (с закреплением в реестре туроператоров и договоре страхования) как минимум в следующих сегментах: - тип перевозок задействованный в турпродукте (только наземный, только регулярный, только чартерный и т.д.); - перечень стран с которыми работает туроператор; - обороты. Минимальный размер финобеспечения в 5-10 млн. рублей, а также жесткая конкретизация сферы, позволили бы вернуть в данную сферу крупных и порядочных страховщиков, а также вернуть мелких туроператоров в реестр туроператоров.

Однако планируемый законопроект (50 млн.) способен уничтожить весь малый и средний туроператорский бизнес. При этом государство так и не получит эффективный рычаг воздействия на бизнес.

05.07.2014г.

В первую очередь необходимо определиться со сферой туроператорской деятельности. Нынешним Законом о туризме (132-ФЗ) определено три сферы туроператорской деятельности:

- внутренний туризм – в случае, если Ваша компания формирует туристский продукт внутри страны. В 2014 году внутренним туризмом согласно данным в едином федеральном реестре туроператоров занимается около 1600 компаний. Кстати, в эти 1600 туроператоров входят не только компании, занимающиеся туроператорской деятельностью, а многочисленные базы отдыха, пансионаты, кемпинги, а также турагентства. В случае с турагентствами делается это в основном для придания статусности своей компании, т.к. данные об организации на государственном сайте, а также выданный государственным органом документ, висящий в рамке в офисе, внушает больше доверия к потребителю и контрагентам.

- международный въездной туризм – в случае, если Ваша компания намерена формировать туры для иностранных граждан и оказывать визовую поддержку. В 2014 году международным въездным туризмом, согласно данным в едином федеральном реестре туроператоров, занимается около 1200 компаний. Данные компании регистрируется в едином федеральном реестре туроператоров с целью получения референс номера в МИД России, с этой же целью осуществляется и регистрация гостиниц/отелей- чтобы гостиница получила возможность оформлять визы иностранным гражданам. Также интересный рекламный ход делают многие туроператоры по внутреннему туризму и турагенства, которые получают статусную приставку к имени «международный туроператор».

- международный выездной туризм – в случае, если Ваша компания намерена отправлять туристов за границу (причем вне зависимости от направления, будь-то далекая Куба или близкие к нам Абхазия с Беларусью). Под международный выездной туризм также попадают «туры одного дня», если направлением является иностранное государство, частично попадают некоторые майс услуги (MICE), однозначно попадают иностранные компании-туроператоры, реализующие свой турпродукт на территории РФ. В 2014 году международным выездным туризмом, по данным единого федерального реестра туроператоров, занимается около 1700 компаний. Регистрация туроператора по выездному туризму дает право получить аккредитацию в консульстве, чтобы заниматься оформлением виз для выезжающих туристов за границу.

05.06.2014г.

Вплоть до 2007 года, чтобы открыть туроператорскую фирму, компаниям приходилось проходить через лицензирование туроператорской деятельности. Чтобы получить лицензию туроператора необходимо было пройди достаточно сложную процедуру проверки с большим количеством требований. Лицензирующий орган предъявлял достаточно жесткие требования к туроператору – стаж работы в области туризма, туристическое образование руководителя и его сотрудников и т.д. Лицензия на туроператорскую деятельность выдавалась на 5 лет.

С 2007 года предприниматели, желающие открыть туроператора/туроператорскую компанию получили значительное упрощение в регистрации туроператора – лицензирование туроператорской (равно как и турагентской деятельности) было отменено.

На смену лицензирования туроператорской деятельности пришло внесение сведений в единый федеральный реестр туроператоров, а лицензия туроператора сменилась на свидетельство о внесении сведений в единый федеральный реестр туроператоров.

На сегодняшний день, чтобы стать туроператором необходимо в обязательном порядке внести сведения в реестр туроператоров. Регистрация туроператора проходит в Федеральном агентстве по туризму (Ростуризм). Ростуризм находится в г. Москве и не имеет своих представительств в регионах. Туроператорская деятельность без регистрации в Ростуризме не допускается.

12.03.2013г.

По Закону о туризме (132-ФЗ) войти в реестр туроператоров может только юридическое лицо (ООО, ЗАО, ОАО и т.д.), индивидуальный предприниматель (ИП) не может стать туроператором.

12.03.2014г.

В первую очередь необходимо оформить фингарантии туроператора. Получение финансового обеспечение туроператора происходит через любой банк (банковская гарантия туроператора) либо через страховую компанию (договор страхования гражданской ответственности туроператора). Чаще всего туроператоры выбирают именно страховые компании, т.к. они предоставляют более низкий тариф при оформлении фингарантии нежели банки. Для сравнения в 2014 году из 4500 туроператоров состоящих в реестре туроператоров, банковские гарантии имеют около 40 туроператоров, остальные предпочли застраховать ответственность туроператора в страховых компаниях.

12.03.2013г.

Тут все зависит от выбранной Вами сферы туроператорской деятельности.

Не менее 500 тысяч рублей – внутренний и международный въездной туризм, причем если Вам необходимы обе эти сферы, то сумма минимального размера финансового обеспечения все равно остается 500 тысяч рублей.

В сети Интернет опубликовано очень много недостоверной информации о размере финансового обеспечения для международного въездного туризма в размере 10 млн. рублей. Данная информация является устаревшей, т.к. до 2012 года действительно необходимо было получить финансовое обеспечение для туроператора по международному въездному туризму в размере 10 млн. рублей, но с вступлением в силу поправок в 132-ФЗ в 2012 году законодатель сократил данный размер фингарантии туроператоров до 500 тысяч рублей.

Не менее 30 млн. рублей – международный выездной туризм, причем такой размер фингарантии позволяет Вам добавить в сферы туроператорской деятельности внутренний и международный въездной туризм.

02.03.2013г.

При выборе страховой компании для туроператора необходимо удостовериться может ли страховая компания осуществлять страхование туроператоров. Список страховых компаний, которые могут осуществлять страхование туроператорской деятельности опубликованы на официальном сайте Центрального Банка России. Страховая компания для туроператора должна иметь лицензию ЦБ РФ на страхование гражданской ответственности туроператора. В нашей практике были случаи когда к нам на перестрахование обращались туроператоры, которым предоставлялись фингарантии от страховых компаний, не имеющих лицензию на страхование туроператоров. В этом случае туроператор терял деньги, т.к. по закону 132-ФЗ договор страхования гражданской ответственности туроператора не может быть расторгнут досрочно.

После подачи анкеты-заявления на страхование ответственности туроператора в страховую компанию, Вам будет предложен страховой тариф. Размер тарифа страховщики по туроператорам назначают в зависимости от стажа работы в туризме должностных лиц туроператора, наличия чартеров, туристических направлений, Вашего региона и др.
Средний тариф на страхование туроператора по внутреннему и международному въездному туризму составляет 10 тыс. рублей. По международному выездному туризму в 2014 году страховой тариф варьируется в диапазоне 80-200 тыс. рублей. Для сравнения в 2009 году средний тариф на страхование туроператора составлял 250-300 тыс. рублей. Если Вами будет достигнута договоренность по условиям страхования туроператора, Вы заключаете договор страхования ответственности туроператора.

Особое внимание при выборе страховой компании для туроператора следует уделить имени страховой компании, т.к. агентства, бронирующие у Вас туры тщательно проверяют где застрахован Ваш туроператор, могут побояться сотрудничать с Вами, если страховщик малоизвестен или ненадежен. В нашей практике был случай, когда к нам на перестрахование обращался туроператор с которым отказывались сотрудничать агентства из за плохой репутации его страховой компании. Стоит отметить, что в туристическом сегменте страхования задействованы далеко не все именитые страховые компании.

Если Вы хотите зарегистрировать туроператора по международному выездному туризму, то помимо того, что Вам придется получить фингарантии туроператора, Вы должны еще будете вступить в Турпомощь, чтобы зарегистрировать туроператора. Турпомощь – это Ассоциация туроператоров по выездному туризму.

27.02.2013г.

Получить банковскую гарантию туроператора, как альтернативу страхованию туроператоров безусловно можно, однако ее стоимость для туроператоров по выездному туризму существенно выше, нежели стоимость договора страхования туроператоров (100-150 тыс. рублей за оформление фингарантии туроператора, против 600-900 тыс. рублей за оформление банковской гарантии туроператора).

05.05.2015г.

Сама Ассоциация Турпомощь была создана законодателем в связи с рядом крупных банкротств туроператоров, когда российские туристы оставались за границей без средств и без обратных билетов, тогда государству приходилось за свой счет вызволять наших граждан на Родину. Ситуация изменилась с вступлением поправок к 132-ФЗ о туризме в 2012 году. Теперь с образованием такой организации наших туристов будут экстренно эвакуировать за счет средств компенсационного фонда, который образуется за счет взносов туроператоров в Турпомощь.

05.05.2015г.

В 2015 году размер ежегодного взноса в Турпомощь составляет 100 тыс. рублей + 5 тыс. рублей взнос на операционную деятельность. Без этих взносов у Вас не получится осуществить включение в реестр туроператоров Вашу компанию.

Рядом экспертов высказано мнение, что взносы будут уменьшены до 60 тыс. рублей и вступят такие поправки не ранее октября 2015 года и будет это касаться только тех
туроператоров, которые уже являются ее членами.

05.05.2015г.

Для нового туроператора взнос необходимо оплатить до подачи документов в Ростуризм.

05.05.2015г.

2-3 рабочих дня и сведения о том, что Ваша компания является членом Ассоциации Турпомощь публикуются на официальном сайте Турпомощи.

27.02.2013г.

После заключения договора страхования туроператора и вступления в Турпомощь (если Ваша компания намерена вести туроператорскую деятельность по выездному туризму) следующим и самым ответственным шагом является подготовка и подача документов в Ростуризм. Заявление на внесение в реестр туроператоров необходимо тщательно проверить, сверить данные с налоговой, другие документы должным образом заверить (список необходимых документов размещен на официальном сайте Ростуризма).

Затем документы подаются в Ростуризм. Сделать это можно двумя способами - Почтой России либо курьерской компанией экспресс-доставки. В первом случае это долго и ненадежно, второй способ недешёвый, особенно, если Вы из другого региона.

Спустя неделю можно смотреть результаты рассмотрения Вашего дела на официальном сайте Ростуризма

27.02.2013г.

Следует связаться с Ростуризмом и Вам объяснят причину отказа. В большинстве случаев Вам необходимо будет дослать исправленные документы на повторное рассмотрение.

Если же Вы увидели себя в приказе о внесении в реестр туроператоров, значит с момента публикации данного приказа Вы официально получили статус туроператора. После этого Вам необходимо будет получить свидетельство туроператора.

12.03.2014г.

согласно 132-ФЗ фингарантии на новый срок должны быть представлены в Ростуризм не позднее чем за три месяца до истечения действующих, соответственно мы рекомендуем заняться продлением фингарантий за 4-4,5 месяцев до истечения действующих.

12.03.2014г.

Согласно 132-ФЗ, в случае непредставления фингарантий на новый срок за три месяца до истечения действующих, Ростуризм исключает сведения из Единого федерального реестра туроператоров.

12.03.2014г.

В первую очередь с момента исключения сведений Ваша компания теряет статус туроператора, это оборачивается потерей клиентов от туристических агентств. Потерю референс номера в МИД России, потерей аккредитаций в консульствах, невозможность участвовать в некоторых тенедрах и т.д. Одним словом компания может понести серьезные репутационные и финансовые потери.

12.03.2014г.

Никак. Вам необходимо пройти точно такую же процедуру, как и при первичном внесении.

12.03.2014г.

Уголовным преследованием Вам это не грозит, но КоАП РФ предусмотрены административные штрафы в различных вариациях. Плюс Ваша компания будет лишена многих возможностей описанных выше.

12.03.2014г.

Для туроператоров Крыма и города Севастополя Ростуризм разработал специальный проект - до 1 января 2015 года туроператорам Крыма и города Севастополя необходимо получить фингарантию для туроператора и войти в реестр туроператоров в соответствии с законодательством РФ. До 31 декабря 2014 года туроператоры Крыма и города Севастополя могут работать в соответствии с законодательством Украины. Однако, туроператорским компаниям Крымского федерального округа рекомендуем не затягивать с регистрацией туроператора в реестре туроператоров, т.к. туры с датами совершения поездки после 1 января 2015 должны оформляться в соответствии с требованиями федерального закона о туристской деятельности Российской Федерации 132 ФЗ.

03.11.2014г.

Летом 2014 года туристический рынок потрясла череда “банкротств” туроператоров. Без заслуженного отдыха остались тысячи туристов. В этой связи на рынке случилась фактически приостановка страхования туроператоров по выздному туризму. Сложности испытывают и туроператоры по внутреннему и въездному туризму. Сроки рассмотрения заявлений на страхование ответственности туроператоров значительно увеличены. Однако, это не означает, что в настоящее время нельзя начать осуществление туроператорской деятельности. После длительного рассмотрения заявления нашим клиентам все же удается получить фингарантию туроператора. Также стоит отметить, что существенно выросли для некоторых туроператоров и страховые тарифы.

23.11.2014г.

С ноября 2014 года в профессиональных туристических кругах активно обсуждается новое законодательство о туризме. Самый первый проект закона, который был опубликован на сайте курирующего туризм ведомства – Минкультуры вызвал резонанс как среди туроператоров, так и среди турагентов. Действительно, возмущение субъектов туризма можно было понять, так, для турфирм планировалось введение фингарантий в размере 500 тыс. рублей, а для туроператоров по выездному туризму необходимо страховать свою ответственность аж на 50 млн. рублей минимум(!), не считая иных обязательных платежей во всевозможные взносы. Но, спустя какое-то время пыл чиновников остыл и от страхования турагентов было принято отказаться. И ничего удивительного тут нет – количество турагентств у нас в стране просто огромное — не менее 20 тысяч турфирм по всей стране, и чтобы как-то вести обязательный реестр турагентов государству пришлось бы идти на большие финансовые затраты. Сейчас данная тема не обсуждается.

С будущим туроператоров не все так ясно и прогнозируемо как у турагентств. В данный момент существует 4 варианта законопроекта о туризме. 1 из них предусматривает отмену страхования туроператоров вовсе, 3 других содержат различные вариации финансового обеспечения для туроператоров. Какие? Самый на наш взгляд возможный вариант — это увеличение страхового покрытия туроператоров до 50 млн. рублей. Такая мера крайне выгодна государству, т. к. это сократит желающих отправлять за рубеж наших соотечественников, что по мнению чиновников поможет экономике России. 3 других варианта закона подразумевают комплексную защиту туриста от банкротства, введением различных фондов (персональных, общественных, различных пулов и т.д.) и индивидуальное страхование тура от банкротства туроператора.

По мнению наших специалистов, которые внимательно следят за веяниями законодательства, отслеживают правоприменительную практику в сфере туризма, фингаратии для туроператоров все таки нужны. Институт страхования туроператора вопреки скептическому мнению большинства, себя не изжил, но при этом нуждается в реанимации, в первую очередь на законодательном уровне. Если бы туроператоры четко следовали замыслу закона, а не использовали его дыры, а страховые компании брали бы на себя ту ответственность, которую в состоянии гарантировать, то последствия от неисполнения обязательств по договорам о реализации турпродукта были бы куда менее серьезными чем в данный момент.

А на сегодняшний день мы имеем массу страховщиков, которые просто пугаются от фразы «гражданская ответственность туроператора», массу мелких туроператоров, которые вынуждены уходить во внутренний туризм, работать «в черную», и вовсе закрывать свой бизнес от «нерыночных» цен на страхование туроператора, и по сей день открытый вопрос каким будет закон о туризме образца 2015 года

12.11.2015г.

Согласно нашим наблюдениям, до массовых банкротств туроператоров, государство весьма лояльно относилось к нарушителям закона 132-ФЗ, никого не штрафовали, исключенные из Реестра туроператоров компании спокойно продолжали работу, отправляли туристов, работали с турагентами. Максимум что грозило деятельности без реестра это административный штраф до 40 тыс. рублей от Роспотребнадзора (о чем мы писали ранее). Таким образом помимо штрафов от Роспотребнадзора до 40 тыс. рублей, туроператорам грозят штрафы до 120 тыс. рублей от Минкульта. Раздельное оформление договоров также не является панацеей от штрафов, т.к. уже имеются преставления Прокуратуры на любителей обойти закон.

Однако все изменилось в августе прошлого года, уголовные дела посыпались как из рога изобилия, при этом это касалось не только тех кто «приостановил» деятельность, но и тех кто «попался» на туроператорской деятельности будучи исключенными из реестра. Так же активно включается в работу надзорный орган за туроператорами по выездному туризму – Минкультуры России, который спустя почти 2 года после получения таких полномочий, все таки утвердил регламент проверок туроператоров.

Таким образом условия осуществления туроператорской деятельности в 2015 году, помимо экономического спада, скачков курсов валют, неопределенности в законе, дополнительно ужесточились суровым государственным надзором.

12.03.2015г.

Вопреки скептическому мнению, высказанному рядом экспертов в начале года, о том, что основная масса туроператоров не сможет застраховать свою ответственность, наоборот наблюдается положительная динамика страхования - практически все компании получили фингаратии на новый период в феврале-марте. Относительно небольшой "основной" приказ на исключение из реестра в марте этого года говорит о том, что несмотря на значительное увеличение страхового тарифа, затянувшееся рассмотрение законопроекта о туризме, отрицательные факторы в экономике страны, туристический бизнес настроен достаточно оптимистично. В данный момент туроператоры активно делают взносы в Турпомощь, который, к слову, снизился в этом году аж на 5 тыс. руб. и составляет не 110 тыс. руб а 105. руб. Очнулись после болевого шока и многие страховые компании с именем, и возобновили страхование ответственности туроператоров. Появился на рынке ряд малоизвестных некрупных игроков страхового дела, как с хорошей репутацией, так и не очень.

В первом чтении, как мы прогнозировали, принят законопроект с сохранением фингарантий, и увеличением их до 50 млн. руб. На наш взгляд такая сумма избыточна для большей части туроператоров по выездному туризму. Удивляет еще тот факт, что законодатель никак не затронул минимальный размер фингарантий для туроператоров по внутреннему туризму - все помнят копеечные выплаты по "Лабиринту", но издевательски копеечные выплаты пострадавшим туристам (в большей части пенсионерам) от действий туроператоров по внутреннему туризму ("Раена" и "СК Вояж" и др.) почему-то законодатель оставил без внимания. Нишевикам, регионалам, да и просто небольшим столичным компаниям остается надеяться, что пыл законодателя утихнет, и во втором чтении законопроекта минимальное страховое покрытие снова вернется на привычные всем 30 млн. рублей. Однако, несмотря на положительную динамику, появились и проблемы, на которые до ситуации со страховой компанией "Восхождение" вообще никто не обращал внимания - ряд страховщиков стал брать несоизмеримые их активам объемы фингарантий. Но благо гос. регуляторы в лице Ростуризма и Центробанка России стали уделять повышенное внимание к страховщикам, которые ведут себя чрезмерно активно на рынке. ЦБ РФ даже опубликовал проект указания, которое должно ввести ряд ограничений на объемы страхования отдельно взятым страховщиком. Такие меры безусловно должны оздоровить рынок, и отпугнуть от сферы туризма неблагонадежных страховщиков.

Резюмируя можно сказать, что плачевная ситуация, которая наблюдалась в конце 2014 года, начала выравниваться в лучшую сторону - страховщики возобновили выдачу фингаратий, многие из них стали проводить жесточайшие проверки туроператоров, а главное начали глубже понимать и оценивать риски туристического бизнеса, туроператоры, в свою очередь, стали вести деятельность менее рискованными методами. Команда наших специалистов надеется, что при сохранении такой динамики, туристический рынок в России станет более цивилизованным и надежным.

Заявка на оформление
фингарантий туроператора

Скачать заявление
(ответственность 30 и более миллионов рублей)

Скачать заявление
(ответственность 500 тысяч рублей)